Ответственность владельца источника повышенной опасности при ДТП

Источник повышенной опасности: правовые основы и определение понятия

Ответственность владельца источника повышенной опасности при ДТП

В нормах гражданского законодательства существует определение источника повышенной опасности (далее — ИПО). Он рассматривается в контексте нескольких характеристик, которые раскрывают его сущность.

В практике и юридической науке выделяют такие признаки:

  1. Различные рабочие процессы, которые совершает человек с использованием специального оборудования. При этом исключается постоянная возможность контролировать процесс, из-за чего возникает опасность для окружающих.
  2. Технические объекты или природные явления, которые не поддаются полному человеческому управлению, поэтому не исключается возможность оказания вреда здоровью или имуществу других граждан.
  3. Вещи материального характера (например, техника или автоматизированные предметы), которые в процессе работы могут выйти из-под контроля и стать причиной инцидента.

Определение понятия ИПО достаточно обширное, так как предметом являются не только материальные вещи, но и различные процессы и состояния, а также силы природы.

Главным нормативно-правовым актом, который регулирует отношения по воздействию опасных объектов, является Гражданский кодекс (далее — ГК). Ст. 1079 сформулирована таким образом, что не даёт чёткого определения понятию.

Раскрытие сущности источника повышенной опасности происходит путём перечисления примеров и видов опасных объектов.

Так, законодательством к ИПО относится:

  • автотранспорт;
  • различные механизмы;
  • электрика с высоким напряжением;
  • вещества, способные взорваться;
  • ядовитые объекты;
  • выполнение опасных строительных работ и прочее.

Как видно, перечень ИПО не является исчерпывающим. В п. 18 Постановления Пленума Верховного суда РФ №1 от 26 января 2010 года указано, что судьи вправе самостоятельно определять деятельность, свойство или предмет таким, что имеет признаки угрожающего источника. Ущерб признаётся нанесённым воздействием предмета, если будет установлено, что его признаки или особенности работы стали причиной негативного воздействия.

В остальном статья ГК РФ посвящена вопросу ответственности владельца опасного объекта.

Что такое средство повышенной опасности

Определение ИПО включает и средства повышенной опасности (далее — СПО). Так, средствами являются предметы материального характера, свойства которых имеют угрожающее окружающему миру воздействие при отсутствии контроля.

Свойства проявляются в особенностях хранения, транспортировки, изготовления и т.п. Также объекты признаются таковыми, если опасность создаёт их использование, которое подразумевает соблюдение правил безопасности, знание технических характеристик и нормативов эксплуатации.

Принято различать СПО следующих видов:

  1. Физические — сюда относят механизмы, электроприборы, тепловые машины и прочие.
  2. Биологические — животные, микроорганизмы.
  3. Химические — яды, взрывоопасные вещества.
  4. Радиоактивные — результаты научных исследований или специальные приспособления.

Автомобиль — источник повышенной опасности

Существует мнение, что если дело касается нарушения с участием автомобиля, то обязательно применяется ст. 1079 ГК РФ. Однако, это не совсем так.

Действительно, машина является механизмом, который способен выйти из-под контроля человека и создать немалый ущерб третьим лицам. Однако для признания транспорта средством повышенной опасности необходимо установить ряд признаков, по которым объект может быть признан таковым.

Чтобы автомобиль приняли источником опасности, нужно доказать, что ущерб:

  • был оказан при работе машины;
  • появился из-за опасных свойств транспорта.

Так, если гражданин оставил на стоянке автомобиль, а другой человек, проезжая мимо, зацепил его, то припаркованная машина не может считаться СПО, так как ни её свойства, ни работа не стали основанием ДТП.

Ответственность же другого водителя скорее всего наступит на общих основаниях, если будет установлено наличие виновного поведения.

Если же окажется, что водителю не удалось остановить авто по причине внезапной поломки, то у судьи будут основания применять положения об ИПО.

Обязательства владельца источника

Субъектом, который обладает ИПО, может выступать физическое и юридическое лицо. Если владелец — физическое лицо, то ответственность наступает в отношении конкретного гражданина. Если же источник находится в собственности организации, ответственность возлагается на лицо, в юридическом ведомстве которого находится предмет.

Человек, который работает с источником на основании трудового договора, управляет и эксплуатирует его, не признаётся владельцем. Убытки возмещает юридический собственник.

Если же ИПО передается другому человеку с оформлением официальных бумаг, наказание несет фактический собственник. При отсутствии документов о передаче за вред отвечает законный владелец.

Для того чтобы максимально минимизировать риски несчастных случаев, собственник обязан регулярно проводить ремонт оборудования, разработать правила обращения с механизмом, соблюдать нормативы и регламенты, которые прилагаются к устройству. Также важно убедится в том, что лицо, которое работает с объектом, имеет навыки и знания о предмете.

Работник должен ознакомится с правилами безопасности и порядком эксплуатации оборудования перед началом работы. Владелец обязан обеспечить и другие условия, которые необходимые для предотвращения возможных негативных последствий.

Причинение и возмещение вреда

Учитывая то, что влияние источников неподконтрольно, оно может оказываться в отношении любых субъектов и вещей окружающей среды. Наиболее часто пострадавшими от воздействия ИПО становятся:

  1. Непосредственно люди — при нанесении вреда здоровью или жизни. Так, нередко случаются несчастные случаи на производстве, когда человек по неосторожности попал под работу станка. Или же в детском саду не уследили за ребёнком, который подбежал к опасному предмету.
  2. Предметы собственности, движимое и недвижимое имущество — например, если водитель не справился с управлением и врезался в другую машину. При таких обстоятельствах человек выступает посредственным пострадавшим, если дело касается только транспорта.
  3. Животные — например, собака без намордника бойцовской породы напала на кошку или маленького пса.

Ущерб может наноситься пассивным (неправильным хранением) или активным (езда на неисправном авто) действием.

Статья 1079 ГК РФ регламентирует порядок ответственности владельца ИПО. На общих основаниях компенсация убытков производится в полном объеме. Исключение составляет наличие доказательств, подтверждающих:

  • вину пострадавшего в инциденте;
  • действие непреодолимой силы.

Владелец также не несет материальную ответственность, если докажет, что устройство вышло из строя по вине других лиц.

Нормативная регламентация

Статья 1079 ГК РФ — положения об ответственности собственников ИПО и краткий перечень объектов, которые включаются в понятие.

Пункт 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №1 — разъяснение нормы ГК и критерии для определения признаков ИПО.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/kadry/oxrana-truda/ob-ohrane/istochnik-povyshennoj-opasnosti.html

Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности: судебная практика

Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса, вред, который был причинен имуществу или личности, возмещается причинителем при наличии в его действиях вины. Однако из этого правила имеется ряд исключений, когда вина не является необходимым условием для наступления ответственности. Это прежде всего касается вреда, причиненного источником повышенной опасности.

Повышенная опасность и ее источники

В самом тексте ст. 1079 ГК РФ определения, что собой представляет источник повышенной опасности, нет. В научных кругах также нет единого мнения по данному вопросу. Сложившаяся судебная практика, а также сам смысл текста статьи ГК РФ указывают на то, что это либо материальный объект, либо определённые виды деятельности. Их примерный перечень приведен в тексте закона.

К объектам повышенной опасности ст. 1079 относит:

  • транспортные средства и другие механизмы;
  • электроэнергия высокого напряжения;
  • взрывчатые вещества;
  • сильнодействующие яды и т. д.

Интересной особенностью является то, что в недействующем состоянии такие объекты опасными не считаются.

К источникам повышенной опасности относится и деятельность, связанная с использованием таких объектов, например, строительные работы. Логично предположить, что сельскохозяйственные мероприятия, дорожное движение и прочие виды деятельности, где используются механизмы, яды и пр. также подпадают под действие ст. 1079 ГК РФ.

Главным критерием отнесения того или иного материального объекта и вида человеческой деятельности к источникам повышенной опасности, используемом в судебной практике, является невозможность полного контроля над ними. Решение выносится по каждому конкретному случаю индивидуально, с учетом результатов различных экспертиз.

Животные как источник опасности

Если по приведенным в тексте закона источникам повышенной опасности сомнений в судебной практике не возникает, то по поводу неприведенных среди правоведов до сих пор ведутся споры. В частности, интересна позиция многих ученых по отнесению к опасным объектам животных.

Поводом служат иски, адресованные к владельцам домашних или прирученных диких животных о возмещении морального вреда из-за нанесенных их питомцами травм. В особо тяжелых случаях гражданские иски выдвигаются параллельно с уголовным обвинением. У судей, как и у ученых-правоведов, нет единой позиции по данному вопросу.

Доводы сторонников отнесения некоторых животных, а также их содержания и разведения к источникам повышенной опасности для окружающих достаточно логичны. Они основаны на том, что многие из зверей обладают такими опасными элементами, как когти, зубы, яд, рога хищнические инстинкты и т.д. К тому же полный контроль человека над животным практически невозможен.

Впрочем, такая позиция порождает довольно много вопросов. Например, о том, каковы критерии отнесения животных к опасным. Или же о том, кто будет нести ответственность за вред, причиненный безнадзорными или случайно попавшими в населенный пункт дикими животными. В судебной практике пока нет однозначного подхода и четких рекомендаций по применению положений ст. 1079 ГК РФ применительно к владельцам животных.

Кто отвечает за вред

Главным отличием от общего правила является и то, что ответственность за вред, который причинил источник повышенной опасности, наступает всегда у его законного (титульного) владельца. Это предусмотрено ч. 1 ст. 1079 ГК РФ. При этом под владельцем понимается не только собственник, но и тот, кому опасный объект был передан на праве оперативного управления, аренды и т. д. Но всегда на законном основании.

К таким основаниям не относится передача управления источником повышенной опасности тому, кто связан с владельцем трудовыми отношениями. То есть капитан судна, машинист электропоезда или водитель транспортной компании владельцами являться не будут, за их действия отвечает работодатель. А вот арендатор автомобиля или же управляющий им по доверенности гражданин сами несут ответственность за причиненный вред.

Читайте также  ДТП с животными кто виноват

При этом совершенно не важно, был ли вред причинен действиями самого владельца или же того, кому был доверен данный механизм или поручено проведение работ. Компенсировать материальный ущерб и моральный вред в любом случае будет владелец. Им может быть как физическое, так и юридическое лицо. Например, если залив квартиры произошел по вине мастера, производившего ремонт водопроводной системы, отвечать будет ЖЭК.

Не следует однако думать, что действительный виновник останется безнаказанным. Собственник или арендатор, на которого возложена ответственность за причинение вреда (включая моральный), согласно ст. 1081 ГК РФ получает право регресса (обратного требования) к тому, чьими действиями вред был причинен.

Условия, при которых наступает ответственность

Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, возникает на основании высокой степени риска, который принимает на себя владелец такого объекта. Сам факт наличия опасности для окружающих вполне достаточен для возникновения повышенной ответственности у лица, контролирующего данный фактор.

Вина, то есть отношение владельца источника повышенной опасности к произошедшему причинению материального или морального вреда, не учитывается. Согласно статье 1079 ГК РФ возмещение происходит независимо от наличия или отсутствия вины. То есть достаточными условиями для возложения ответственности будут:

  • причиненный вред;
  • противоправность действий;
  • связь между первым и вторым.

Однако на практике суд всегда выясняет наличие и степень вины причинителя. Это позволяет в ряде случаев уменьшить размер возмещения морального и материального ущерба, учитывая финансовое положение причинителя. Но только в ситуациях, когда речь не идет о причинении вреда жизни и здоровью. Они всегда возмещаются в полном размере.

Когда ответственность не наступает

Только в трех случаях владелец источника повышенной опасности не несет материальной ответственности за действия других лиц:

  • если причинение вреда было умышленно спланировано пострадавшим;
  • если источник повышенной опасности в момент причинения вреда был в руках лица, незаконно им завладевшего;
  • вред был причинен непреодолимой силой.

При этом владельцу придется доказать, что эти факты действительно имели место. Особенно это касается умысла пострадавшей стороны. Для того, чтобы доказать, что имело место злоупотребление правом, придется представить убедительные доводы. Но при их наличии суд возложит ответственность за вред на самого пострадавшего.

Как показывает судебная практика, выбытие из владения техники или опасных веществ незаконным путем не всегда освобождает от ответственности за причиненный моральный и материальный вред. Если законный владелец не предпринял мер для защиты своей собственности, то отвечать ему скорее всего придется. Особенно если причинитель скроется с места происшествия.

Самый частый пример из судебной практики — причинение вреда угнанным автомобилем. Согласно статье 1079 ГК РФ отвечать в этом случае будет лицо, находившееся за рулем в момент совершения ДТП, то есть угонщик. Но только если не окажется, что владелец автомобиля виновен в том, что лишился своей собственности. Впрочем, даже в этом случае у него сохраняется право регрессного требования к угонщику, причинившему вред.

Взаимодействие источников повышенной опасности

В случае взаимодействия источников повышенной опасности, например, при ДТП вина каждого из участников имеет значение. Именно она определяет их ответственность друг перед другом. Варианты возможны следующие:

  • виновный владелец возмещает вред, нанесенный им другой стороне;
  • если вред причинен только виновнику, он ничего не получает и не возмещает;
  • когда виновны оба, то размер возмещения зависит от степени вины;
  • если оба невиновны, то никто никому ничего не возмещает.

Статьи 1079 и 1080 ГК РФ устанавливают солидарную ответственность, если при взаимодействии источников повышенной опасности пострадали посторонние люди (например, в том же ДТП). Или же, если потерпевший завит такое требование, в долях. Естественность перед третьими лицами возникает независимо от вины у обоих причинителей.

Кто и в каком размере получает возмещение

Право требовать возмещения вреда имеет тот гражданин, чьему имуществу или здоровью он был нанесен. В том случае, если вред причинен жизни, право на возмещение имеют наследники пострадавшего. Именно они будут подавать иск к владельцу источника повышенной опасности.

Размер возмещения определяется, исходя из положений статей 15 и 1064 ГК РФ. Согласно закону пострадавший вправе потребовать от причинителя вреда компенсировать:

  • реальный ущерб;
  • упущенную выгоду;
  • моральный вред (физические и нравственные страдания).

Согласно ст. 1100 ГК РФ моральный вред при возмещении ущерба, причиненного жизни и здоровью источником повышенной опасности, компенсируется независимо от наличия вины причинителя. Но в судебной практике редко можно встретить присуждение сумм, выходящих за рамки стоимости лечения и реабилитации пострадавших.

Особенности возмещения вреда, причиненного транспортным средством

Возмещение вреда, причиненного при ДТП, как самим владельцам транспортных средств, так и третьим лицам, регулируется, помимо ГК РФ, законом об ОСАГО.

Согласно его статьям пострадавший вправе предъявить иск непосредственно к автовладельцу, который в свою очередь извещает об этом страховщика.

За уклонение от исполнения судебного решения юридическое лицо — владелец источника повышенной опасности, а также страховая компания несут ответственность согласно ст. 315 УК РФ.

Страховая компания возмещает только прямой ущерб. Причиненный же моральный вред взыскивается только с владельца транспортного средства по иску пострадавшего лица. Но если сумма страховой выплаты меньше заявленных требований, то разницу будет выплачивать автовладелец.

Источник: https://SudebnayaPraktika.ru/grazhdanskie-dela/istochnik-povyshennoj-opasnosti.html

Кто возмпщает ущерб при дтп собственник или водитель

В случае отказа лица, осуществлявшего управление ТС (участника ДТП) оказывать необходимое содействие в установлении факта трудовых отношений со своим работодателем, возможно, возложить непосредственно на него ответственность как виновника ДТП. Т.е. владельца (т.к.

владеет на законных основаниях), поэтому последний должен сам проявить прямую заинтересованность в возложении бремени возмещения вреда на своего работодателя. Собственнику юридическому лицу, т.е. лицу, возместившему вред, причиненный другим лицом, закон дает право требовать от этого лица возместить выплаченное возмещение (право обратного требования — регресса).

При этом требование предъявляется в размере выплаченного возмещения, но имеется оговорка на случай, если законом установлен иной размер.

Приветсочи

Виновным будет признан водитель автомобиля, ведь именно он находился за рулем ТС и по причине его действия/бездействия наступили последствия. Собственник автоматически понесет административное наказание в соответствии с положениями ст.

2.6.1. КоАП РФ, если фиксация происшествия произведена с помощью автоматической фото-, видеозаписи. Исключение: при ДТП в случае обжалования постановления о совершении административного правонарушения, собственник может представить достаточные и относимые к делу доказательства, что управляло ТС иное лицо, которые суд примет во внимание.

Ошибочно мнение, что достаточно предоставить договор купли-продажи автомобиля в суде, чтобы доказать непричастность собственника к правонарушению, зафиксированному в автоматическом режиме.

Ответственность владельца тс при дтп

Внимание Не является владельцем ТС лицо, управляющее ТС в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем ТС.

Интересным представляется вопрос, а что, если собственник находился в салоне ТС, а управляло ТС другое лицо, то является ли владельцем ТС лицо им управляющее? Соотнеся материалы обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ с сегодняшними нормами права, учтя изменения, внесенных в ПДД, которыми была исключена необходимость оформления доверенности на право управления ТС, стало возможно уверенно говорить о том, что, надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного ТС в результате дорожно-транспортного происшествия, является лицо, владеющее ТС на момент совершения ДТП.

С кого требовать возмещение ущерба при дтп?

В случае нарушения правил дорожного движения (ПДД), обусловленного эксплуатацией транспортного средства (ТС), предусмотрена уголовная, административная, гражданская ответственность (в зависимости от причиненных последствий). Какие виды наказания предусматривает каждая из них и при каких обстоятельствах будет рассказано в нашем материале.

Уголовная ответственность владельца ТС при ДТП За причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека при управлении ТС, действующим уголовным законодательством предусмотрен комплекс мер воздействия на виновника инцидента. Преступления в области нарушения ПДД и эксплуатации транспортных средств предусмотрены ст.
264 и ст. 264.

1 Уголовного Кодекса РФ (далее — УК РФ). На основании ст.

Кто несёт ответственность за дтп собственник или водитель

При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности. Кто несёт ответственность за ДТП собственник или водитель При определении ответственного за вред от ДТП необходимо исходить из того, в чьем законном пользовании находился источник повышенной опасности в момент причинения вреда (ДТП).

Если на момент ДТП автомобилем управлял водитель на законных основаниях и его вина в совершении ДТП доказана, то все материальные претензии необходимо предъявлять именно ему. Собственник автомобиля в этом случае не несёт ответственности.

Все претензии, связанные с аварией, следует предъявлять исключительно тому, кто был за рулем.

Владелец или водитель: верховный суд выбрал, кто возместит ущерб от дтп

Юридическое лицо или гражданин, возместившие вред, причиненный их работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании трудового договора (служебного контракта) или гражданско-правового договора, вправе предъявить требования в порядке регресса к такому работнику — фактическому причинителю вреда в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом (пункт 1 статьи 1081 ГК РФ). Доверенность и законное владение транспортным средством По смыслу статьи 1079 ГК РФ, лицо, в отношении которого оформлена доверенность на управление транспортным средством, признается его законным владельцем, если транспортное средство передано ему во временное пользование и он пользуется им по своему усмотрению.

  • если автовладелец передал право управления иному лицу (например, выдав ему письменную доверенность на вождение), он освобождается от ответственности за вред, причиненный непосредственным водителем;
  • если собственник принял на работу водителя, либо на возмездной основе пользуется его услугами для передвижения — он будет выступать ответчиком перед пострадавшим, а требовать регрессной компенсации с виновника аварии сможет с учетом норм ТК РФ или иных законодательных актов (например, по ТК РФ водитель может привлекаться к материальной ответственности только в пределах суммы, указанной в трудовом контракте).
  • Страховая компания также может предъявить регрессные требования к виновнику ДТП или собственнику, если в рамках полиса ОСАГО была перечислена выплата пострадавшему. Такие требования рассматриваются только в судебном порядке с учетом перечисленных правил.
Читайте также  Утрата товарной стоимости автомобиля после ДТП

Кому предъявить материальные претензии после ДТП собственнику автомобиля или тому лицу, кто был за рулём Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо руководствоваться положениями ст.

1079 ГК РФ, в котором указано, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.

; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Кто возмещает ущерб при дтп собственник или водитель

Согласно статьям 1068 и 1079 ГК РФ не признается владельцем источника повышенной опасности лицо, управляющее им в силу исполнения своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей на основании трудового договора (служебного контракта) или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем источника повышенной опасности.

На лицо, исполнявшее свои трудовые обязанности на основании трудового договора (служебного контракта) и причинившее вред жизни или здоровью в связи с использованием транспортного средства, принадлежавшего работодателю, ответственность за причинение вреда может быть возложена лишь при условии, если будет доказано, что оно завладело транспортным средством противоправно (пункт 2 статьи 1079 ГК РФ).

Кто возмещает ущерб при дтп собственник или водитель судебная практика

Важно Однако даже при наличии действующего полиса ОСАГО ущерб может взыскиваться с виновника аварии – например, если сумма выявленного ущерба превысила следующие законодательные нормативы:

  • по ущербу автотранспорта – не более 400 000 рублей;
  • ущерб иным имущественным активам – не более 400 000 рублей;
  • вред здоровью или смерть пострадавшего – не более 500 000 рублей.

Определение указанных лимитов осуществляется на федеральном уровне, страховая компания и водитель не могут произвольно уменьшать или увеличивать размер страхового возмещения по полису ОСАГО. В качестве дополнительного варианта погашения ущерба могут заключаться добровольные виды страхования – ДСАГО, КАСКО и т.д.

https://www.youtube.com/watch?v=Up2zfPYeba8

Административная ответственность владельца ТС при ДТП В КоАП РФ нарушениям ПДД и участию в ДТП посвящена отдельная 12 глава. Объективной стороной правонарушения является причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью (ст.

КоАП РФ). Кратковременность расстройства здоровья, неопасное для жизни длительное расстройство здоровья в качестве степени причинения вреда устанавливается на основе проведенной медицинской экспертизы. По общим нормам административного законодательства санкции за дорожно-транспортное происшествие несет лицо, в отношении которого будет доказана его вина (ст.

Источник: http://redtailer.ru/kto-vozmpshhaet-ushherb-pri-dtp-sobstvennik-ili-voditel/

вред причиненный источником повышенной опасности

С учетом  тематики   блога, мы расскажем  про вред, причиненный источником повышенной опасности,   а за такой источник  будем  принимать  транспортное средство (любое).

       Какие еще  бывают источники повышенной опасности (ИПО) :

  • Автомобили и другие ТС,
  • технические (сложные) механизмы,
  • электрическая и атомная энергии,
  • взрывчатые ядовитые вещества,
  • все виды деятельности, так или иначе связанные с использованием и применением источников повышенной опасности,

               Вред причиненный источником повышенной опасности, что это значит:

Вред будет считаться причиненным ИПО, если есть взаимосвязь между наступлением вреда-ущерба и фактическим результатом проявления вредоносных свойств этого источника или его действий (то есть только при движении автомобиля (даже при самопроизвольном движении), его возгорании, взрыве и так далее).
Если такой взаимосвязи нет, то вред подлежит к возмещению на общих основаниях – ст. 1064 ГК ( пример, кто-то из пассажиров открыл дверь стоящего автомобиля и причинил телесные повреждения прохожему).

Почему именно собственники и законные владельцы — логика государства

По закону, собственник ТС («физик» или «юрик», госорган) обязан застраховать риск наступления  ответственности, поскольку использует ТС, а  оно, как вы уже знаете, является источником  повышенной опасности и объективно существует   риск  причинения   вреда окружающим, независимо от наличия   собственной вины  в  этом.

       Законные владельцы  ТС:

  • Арендатор ТС,
  • лица, использующие ТС по доверенности, или безвозмезно
  • лица, владеющие  ТС  на основании распоряжения госоргана о его передаче,   этим лицам.

 И когда выплаты страховой компании недостаточно,  чтобы    возместить  вред потерпевшему ДТП, разницу между   ущербом по факту и   страховым возмещением  должен возмещать собственник или владелец ИПО (1072.ГК).

Так что на  любой государственный орган,  «физика» или «юрика»   возлагается   обязанность —   возмещение  в полном объеме ущерба причиненного  при  использовании  ТС.

Государство обязывает собственников ТС  и автовладельцев   страховать  риск наступления своей ответственности,  чтобы при наступлении   последствий при  причинении ущерба, исключить  самостоятельные разбирательства на месте и  иметь возможность самому    не  нести ответственность перед потерпевшими, ведь это лишняя нагрузка на бюджет ( когда собственником или владельцем является госорган).

Кроме того, закон не содержит никаких ограничений по  страхованию  ответственности и на добровольных началах, наоборот, прослеживается стимуляция развития  страхового рынка.

Когда собственник   или владелец  НЕ должен возмещать вред причиненный источником повышенной опасности

Водитель — не является работником владельца или собственника ТС  ( т.е. между ними   не заключался трудовой контракт, договор или  иной гражданско-правовой договор  на выполнение   работ, например по доставке товара.

  • Владелец или собственник ТС сможет доказать, что им противоправно завладели  другие лица.
  • ДТП произошло в нерабочее время или выходной, никаких письменных распоряжений с стороны работодателя по выполнению каких то работ не было, но при этом работодатель  доказывает  то, что действия водителя работника —  не  соответствовали его трудовой функции   или  определенному  заданию.
  • Причинение вреда возникло  вследствие непреодолимой силы и собственник сможет это доказать
  • Установлен и доказан умысел   потерпевшего  направленный на причинение Вреда
  • Виновник ДТП использовал  транспортное средство по доверенности, договору безвозмездного пользования или по распоряжению госоргана о передаче ему ТС, причем использовал ТС исключительно по  своему усмотрению и не получал за водительские и прочие  услуги никакого вознаграждения.
  • Между собственником или законным владельцем конкретного ТС  и другой организацией заключен договор, который предусматривает выполнение каких то  работ с использованием этого ТС и вред причинен  водителями организации-подрядчика, действовавшими по ее заданию —   ответственность за действия своих  работников   несет только их организация – работодатель.

Если ни одно из перечисленных условий по отношению к вашей ситуации неприменимо, реализуйте свое право требования с  виновника ДТП, мы  ранее выкладывали развернутую статью, где приводили все нюансы такой реализации, зная которые, вы не потратите лишнее время и деньги.

В каких случаях собственник должен возмещать вред причиненный источником повышенной опасности:

ВАЖНО: У собственника  ТС, после того,  как он  компенсирует ущерб потерпевшим, и только после этого, возникает право регрессного требования  к самому виновнику. А сроки   исковой давности  для такого требования исчисляются  со дня   возмещения вреда потерпевшим, а не с момента ДТП, как считают многие.

      Собственник или законный владелец ТС обязан возместить вред-ущерб,  если:

  • Водитель- является работником собственника/владельца ТС   (предполагается наличие трудового договора (контракта)
  • Водитель — причинитель вреда действует по заданию работодателя, то есть  выполняет обязанности по  гражданско-правовому договору  (пример,   лист путевой для водителя экспедитора).

На практике не все так просто

При этом следует понимать, что даже если сам  договор не заключался, но на водителя оформлена доверенность с правом управления, привлечение собственника или владельца ТС к ответственности возможно.

Например, сам виновник ДТП  в суде заявит, что по этой доверенности он управлял в интересах собственника ТС и получал за выполнение этих обязанностей (водительские услуги) вознаграждение.

  При таких обстоятельствах данный водитель участник дорожного движения, причем законный (п. 2.1.

1 ПДД), а вот законным владельцем он признан быть не может, поэтому за нанесенный вред  транспортным средством должен отвечать  его законный собственник или владелец.

Такая правовая позиция основана не только  на нормах ГК РФ (ст. 1068 и 1072), но и на  специальных (отраслевых) нормах, которые имеют приоритет над общими нормами права. В нашем случае специальными являются  нормы, предусмотренные ТК РФ, а конкретнее ст. 67.1 ТК РФ.

 Из этой статьи следует, что физическое лицо, которое было допущено к работе не уполномоченным на это лицом, но с его ведома или по его поручению, вправе рассчитывать на оплату    отработанного им времени  по факту (выполненную работу), если  работодатель  не готов в последующем    заключить с   ним   трудовой договор. А вот  тот работник, который осуществил допуск к работе,  привлекается   к материальной ответственности (ТК РФ), поскольку не был уполномочен на данные действия на это работодателем.

Анализируя данные нормы   права в совокупности, некоторые суды считают, что  даже если с таким   работником   трудовой договор не заключался, но по факту он был допущен к работе, за его действия  материальную ответственность  несет работодатель.

Таким образом, на практике организациям  трудно  исключить собственную ответственность   за действия своих же работников, даже если  последние действовали самовольно. Да и доказать такую вольность со стороны работника  очень сложно, ведь суды считают, что работник действует по заданию работодателя, даже если  в процессе будет установлено, что  тот выполнял устные распоряжения своего  непосредственного начальника.

Читайте также  Что грозит виновнику ДТП без пострадавших

Об определении размера вреда

Касаемо размера Вреда   имуществу  «физика» или же имуществу «юрика», то он подлежит к    возмещению  в полном объеме.  (с учетом или без износа). Имущественный вред, его размер,  определяется  в денежном эквиваленте от  причиненного  ущерба.

При спорных вопросах, к их решению привлекают независимых экспертов, которые проводят соответствующую оценку. Конечная сумма, указанная в  их заключении (выводы), будет в дальнейшем  использоваться,  в качестве  размера  возмещения.

При этом стороны не лишены права оспаривать данную сумму в суде.

О размерах, порядке и особенностях возмещения вреда нанесенного здоровью человека мы выкладывали отдельную статью, поскольку посчитали, что такой подход будет более приемлемым для восприятия наших читателей.

Наш коллектив специализируется на таких спорах и мы знаем о всех особенностях взыскания ущерба в судах, поэтому советуем проконсультироваться бесплатно  у юристов, которые сразу озвучат целесообразность подачи иска и организуют оценку ущерба, которую будет сложно оспорить в суде.

Источник: https://nepas.ru/avtoyuristi/vozmeschenie-uscherba-pri-dtp/vred-prichinennyj-istochnikom-povyshennoj-opasnosti.html

Ответственность владельца ТС при ДТП

Часто случаются ситуации, когда владелец ТС считает, что необоснованно привлекается к ответственности за последствия ДТП, произошедшего с участием находящегося или находившегося в его собственности автомобиля. Чтобы понимать, когда это действительно так, необходимо рассмотреть все ситуации, которые имеют место быть.

  • Все случаи, связанные с ДТП, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844

Начнем с закона. Статья 1079 ГК РФ говорит о том, что за вред, причиненный источником повышенной опасности, коим принято считать и автомобиль, ответственность несет собственник ТС. Безусловно, оспорить это утверждение нельзя, если он же управлял транспортным средством и стал виновником дорожно-транспортного происшествия. Но, не всегда все оказывается так просто.

Кто будет отвечать, если автомобиль в угоне

Если ТС было угнано (угон расценивается как противоправные действия третьих лиц), впоследствии попало в ДТП, ответственность ложится не на владельца транспортного средства, а на человека, находившегося за рулем.

Но, чтобы судебный орган рассматривал дело в этом направлении, он должен иметь веские основания. К последним относится заявление владельца авто об угоне. Оно должно быть зарегистрировано уполномоченными органами раньше, чем случилось дорожно-транспортное происшествие.

В такой ситуации собственник может быть уверен в своей безопасности.

Важно! Если в незаконном завладении транспортным средством есть и вина самого владельца, ответственность за ущерб, причиненный источником повышенной безопасности, может быть возложена и на него, кроме водителя, находившегося в тот момент за рулем.

Как рассматриваются ситуации при наличии доверенности

Ответственность собственника транспортного средства не наступает, если он передал право владения транспортным средством другому лицу, и этот факт подтвержден официально – на руках имеется доверенность. К таким ситуациям относят как продажу по доверенности, так и передачу ТС во временное пользование с правом распоряжаться им на свое усмотрение.

Если же в доверенности указано, что лицо, на которое она оформлена, имеет право только управлять автомобилем, выполняя поручения владельца за определенную плату, есть все основания утверждать факт наличия трудовых отношений между сторонами. По такому документу водитель является полноправным участником дорожного движения, но не может называться собственником автомобиля, в результате, при ДТП наступает ответственность владельца ТС.

Важно! Учитывая тот факт, что в результате последних изменений для получения права на управление не обязательно иметь доверенность, понадобится много времени и сил, чтобы доказать передачу полномочий водителю.

Как поступать в рассматриваемых ситуациях

Ответ на вопрос о том, можно ли привлечь собственника автомобиля к ответственности, зачастую оказывается положительным, если транспорт не был продан другому лицу.

Именно координаты владельца в первую очередь фигурируют во всех документах, на него и составляется исковое заявление.

В ходе судебного разбирательства выносится решение относительно того, кто будет покрывать материальный и моральный ущерб, нанесенный пострадавшему. Ответчик же может впоследствии поступить так:

  • привлечь водителя, находившегося за рулем во время аварии как соответчика. Для этого подается соответствующее заявление в суд с просьбой об удовлетворении заявленного требования;
  • предъявить водителю регрессный иск на возвращение средств, которые взыскали в судебном порядке. Здесь будет сложнее, поэтому понадобится профессиональная помощь.

Важно понимать, что здесь есть очень много нюансов, поэтому каждое дело рассматривается в индивидуальном порядке. Однозначно обозначить ответственность владельца транспортного средства при ДТП не представляется возможным.

Стоит ли пользоваться услугами адвоката

Безусловно, если человек считает, что привлекается к ответственности необоснованно, не видит своей вины в произошедшем, ему следует заручиться поддержкой специалиста. Адвокат, имеющий практику в подобных делах, внимательно изучит все обстоятельства и материалы разбирательства, поможет решить вопрос в соответствии с законом, но с выгодой для своего клиента при наличии такой возможности.

Прежде всего необходимо проконсультироваться со специалистом. Он расскажет, насколько высоки шансы решения вопроса в пользу ответчика, пояснит, что нужно делать и какие документы необходимо собрать. Также специалист будет представлять интересы своего клиента в суде, благодаря чему сможет задать разбирательству правильное направление.

Важно найти хорошего специалиста, имеющего в подобных делах многолетнюю практику. При ответственном подходе к решению задачи ее исход будет максимально приближенным к желаемому.

Источник: https://l-a-w.ru/auto/otvetstvennost-vladelca-ts-pri-dtp/

Кто несет ответственность за ДТП: собственник или водитель?

Кто отвечает за ДТП: водитель или собственник? Несмотря на многочисленные обсуждения этого вопроса, окончательный ответ может дать только суд после изучения всех обстоятельств дела о ДТП. Однако позиция вышестоящих судебных инстанций гласит – в большинстве случаев, ответственность будет нести субъект, управлявший автомобилем непосредственно в момент аварии.

Зачем необходимо разграничение ответственности

Чтобы получить страховую компенсацию по итогам ДТП или взыскать возмещение ущерба с непосредственного виновника, нужно определить, кто несет ответственность за аварию – водитель автомашины или ее собственник (владелец). Этот вопрос может представлять сложность по следующим причинам:

  • положения ГК РФ устанавливают ответственность владельца источника повышенной опасности даже за неумышленное причинение вреда;
  • законным владельцем автотранспорта может являться не только собственник, но и иное лицо (например, управляющий автомашиной по доверенности);
  • при оформлении полиса ОСАГО указывается круг субъектов, допущенных собственником машины к управлению – может указываться как конкретный список граждан, так и неопределенный круг.

Если оба участника аварии имеют действующий полис ОСАГО, возмещение ущерба будет происходить через страховую компанию. Если суммы страхового покрытия недостаточно для возмещения ущерба, либо у виновника ДТП отсутствует полис, пострадавшее лицо может обратиться с иском к непосредственному виновнику.

Учтите, что по полису ОСАГО допускается выплата компенсации, даже если водитель не указан в качестве лиц, допущенных к управлению. В этом случае страховая компания, выплатившая компенсацию, предъявит регрессный иск к непосредственному виновнику и/или собственнику машины.

К кому предъявлять иск: к водителю или к собственнику транспортного средства? Ответ на этот вопрос дал Верховный суд РФ, определив следующий порядок разграничения ответственности:

  • при возмещении ущерба, причиненного автотранспортом (ДТП, наезд на пешехода и т.д.), ключевое значение имеет факт законного управления машиной в момент аварии – на основании письменной доверенности или устного распоряжения собственника;
  • при рассмотрении дела о нарушении правил дорожного движения, возбужденного по данным камер фото- и видеофиксации, к ответственности привлекается собственник машины, если не докажет, что за рулем находилось иное лицо;
  • страховая компания, получившая право суброгации после выплаты компенсации пострадавшим, может предъявить иск к непосредственному виновнику аварии.

Если автомобиль был изъят у собственника по противоправным основаниям (угон, хищение и т.д.), за любые виды ущерба будет нести ответственность правонарушитель. В этом случае собственник должен своевременно известить правоохранительные органы о совершении хищения или угона.

Нюансы разграничения ответственности

​Не возникает спорный вопрос о разграничении ответственности, если автомобилем управлял сам собственник – лицо, указанное в свидетельстве о регистрации ТС. В иных случаях должны проверяться основания для передачи права управления иным лицам:

  • письменная доверенность – этот документ не обязательно нужно удостоверять в нотариальной конторе, достаточно составить доверенность от руки;
  • устное распоряжение – для подтверждения законности управления автомобилем не обязательно личное присутствие собственника, если при возникновении спорной ситуации он подтвердит указанный факт;
  • включение гражданина в содержание полиса ОСАГО – в перечне лиц, допущенных к управлению, могут указываться конкретные граждане.

Если лицо управляет автомобилем в рамках трудовых отношений, к ответственности будет привлекаться работодатель (организация, ИП и т.д.).

В аналогичном порядке предъявляется иск к лицу, которому машина передана на временной основе по роду службы.

Исключение из указанных правил возникает, когда работник совершает противоправные действия по завладению автотранспортом (например, управляет машиной без поручения работодателя или за пределами рабочего дня).

На практике может возникнуть спор между собственником машины и фактическим владельцем о разграничении ответственности при предъявлении иска. Разрешается он в судебном порядке, исходя из объема полномочий, переданных для управления автомобилем. Страховая компания, подающая иск в порядке регресса, может указать в числе ответчиков собственника и фактического владельца.

Двойное взыскание материального и морального вреда не допускается. Если с водителя уже была взыскана сумма ущерба, предъявление аналогичного иска к собственнику не допускается.

Источник: https://mirmotor.ru/article/read/kto-neset-otvetstvennost-za-dtp-sobstvennik-ili-voditel

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автоюрист онлайн